«Волга» ГАЗ-21 — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год.
Характеристики
Длина:от 4 810до 4 816 мм
Ширина:1 800 мм
Высота: 1 610 мм
Колёсная база: 2 700 мм
Масса:от 1 450 до 1 875 кг
Макс. скорость: до 130 км/ч
Предыстория
С 1946 года ГАЗ выпускал легковой автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа». На момент начала производства, «Победа» отличалась современной конструкцией и передовым дизайном, однако, к началу пятидесятых годов она выглядела устаревшей, агрегатная часть так же отстала от уровня мировых лидеров. В 1948 году специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института Ю. Долматовский и Л. Терентьева предложили свой вариант рестайлинга «Победы», предполагавший освоение кузова «седан» с чётко выраженными тремя объёмами (вместо двухобъёмного фастбек-седана), изменения во внешнем оформлении, салоне. В готовом виде автомобиль напоминал внешне американский Kaiser 1948 года — трёхобъёмный седан с чётким разделением объёмов и ярко выраженным понтоном. Однако это предложение не было принято к производству.
Позднее, с 1951 года, началась разработка непосредственно на ГАЗе автомобиля под обозначением ГАЗ-М-21 «Победа-II» (ген. конструктор — А. Липгарт, позднее — В. Соловьев). Образец был доведён до готового гипсового макета, внешне напоминающего серийный ГАЗ-12 «ЗиМ». Однако, сам ЗиМ к этому времени считался устаревшим, поэтому проект «Победы» второго поколения принят к производству не был.
Разработка
С 1952 года велась параллельная работа над двумя независимыми проектами ГАЗ-М-21 — «Звезда» (Д. Вильямс) и «Волга» (Л. Еремеев). К 1953 году были готовы макеты обеих машин. Более перспективным был проект Вильямса (футуристичный фастбэк с панорамными стёклами и двумя большими плавниками на корме), но «Волга» Еремеева была ближе к производственным реалиям и выглядела более традиционно, и, в конечном итоге, работа была продолжена именно над ней. С 1953 года генеральным конструктором назначен А. Невзоров.
В ходе проектирования был широко использован опыт зарубежных производителей, преимущественно американских. Закупались и исследовались образцы автомобилей, таких, как Ford Mainline, Plymouth Savoy или Chevrolet Styline Deluxe, некоторые их черты легко читаются в «Волге», особенно в конструкции кузова, дизайне и оборудовании салона. Но, при этом, неверно утверждать, что «Волга» имела какой-либо конкретный зарубежный прототип. Дизайн же «Волги» определённо разрабатывался независимо, причем был на 1953 год передовым — отдельные аналогичные решения появились на американских моделях лишь 1955-57 модельных годов ('55 Chevrolet Bel Air), а основная масса автомобилей 1953-54 годов имела более архаичный дизайн, напоминающий ЗиМ ('54 Chevrolet Bel Air). Для машины разрабатывался совершенно новый двигатель — верхнеклапанный, с полусферическими камерами сгорания и цепным приводом распредвала (позднее его так и не смогли довести до должного уровня надёжности). Впервые в практике отечественного автомобилестроения использовалась автоматическая коробка передач (коробку с ручным переключением от «Победы» на первом этапе хотели оставить только на такси). На основе передовых конструкторских решений ЗиМа разрабатывался современный бесшумный гипоидный задний мост, карданная передача с промежуточной опорой и т. д. Оригинальным техническим решением была ЦСС — централизованная система смазки узлов шасси — специальная система трубок, при помощи которой водитель смазывал все трущиеся пары путём нажатия на педальку в салоне, а не шприцевания в яме — аналогичная система применялась на довоенных дорогих автомобилях «Татра» и БМВ. Однако, довести эту систему до ума специалисты ГАЗа так и не смогли, и с конца 1950х годов ставить ее перестали.
В 1955 году были готовы ходовые прототипы. Три «Волги» были отправлены на всесторонние испытания совместно с автомобилями иностранного производства — синяя, белая и красная. Одна из испытываемых машин была с механической коробкой передач.
На этот момент «Волга» имела решетку радиатора в виде штампованного листа с различным количеством (от 10 до 16) вертикальных прорезей, и выглядела в целом аналогично «второй серии». Однако, в серию машина пошла (в 1956 году) в другом, более традиционном, варианте оформления — решётка радиатора состояла, как на «Победе», из трех горизонтальных пухлых брусьев, на краях нижнего располагались поворотники, в его центре находилась звезда в круглом медальоне. Существует легенда, что подобное оформление возникло из-за того, что исходный вариант не понравился на просмотре в Кремле после испытаний маршалу Жукову (по другой версии легенды — Председателю Совета Министров СССР Булганину), и машине, чтобы начать её серийный выпуск, решили за счёт звезды на решётке радиатора придать ярко выраженную партийную ориентацию, разные версии этой легенды тиражируются многими СМИ, однако, внятных доказательств ее достоверности не имеется.